Лекции по сопромату, теория, практика, задачи

Графика
  • Машиностроительное черчение
  • Инженерная графика
  • Эскиз детали
  • Техническое черчение
  • Чтение сборочных чертежей
  • Билеты по черчению
  • Выполните сопряжение тупого, прямого и острого углов
  • Теоретическая механика
    и сопротивление материалов
  • Расчет трехопорной рамы
  • Порядок расчета рамы
  • Строим эпюры внутренних усилий
  • Зубчатые механизмы
  • Подвижный шарнир
  • Балочные системы
  • Сопротивление материалов
  • Деформации при кручении
  • Сопротивление усталости
  • Классификация подшипников качения
  • Основы конструирования
  • Резьбовые соединения
  • Испытание на сжатие образцов из различных материалов
  • Испытание различных материалов на ударную вязкость
  • Определение деформаций при косом изгибе балки
  • Лекции по сопромату

    Определение опорных реакций
    Машиностроительное черчение
    Особенности составления эскизов деталей
    Особенности конструирования деталей
     

    Деформации и перемещения при кручении валов.

    Для вычисления деформаций вала при кручении воспользуемся формулой (2.7)

    img/f_17.gif          (2.17)

    Деформация вала на длине z (взаимный угол сечений) равна

    img/f_18.gif          (2.18)

    Если крутящий момент и величина GIp, называемая жесткостью вала при кручении, постоянны на всем участке интегрирования, то

    img/f_19.gif          (2.19)

    Аналогично, для вала длиной l получим

    img/f_20.gif          (2.20)

    Эта формула по своей структуре аналогична формуле для определения деформаций при растяжении - сжатии.

    Угол закручивания, приходящийся на единицу длины, называют относительным углом закручивания. Он равен

    img/f_21.gif          (2.21)

    Для обеспечения требуемой жесткости вала необходимо, чтобы наибольший относительный угол закручивания не превосходил допускаемого, т.е.

    img/f_22.gif          (2.22)

    Эта формула выражает условие жесткости вала при кручении. В этой формуле img/t2_7.gif- допускаемый относительный угол закручивания в радианах на единицу длины вала.

    В большинстве случаев допускаемый относительный угол закручивания задают в градусах на 1 м длины, тогда из формулы (2.22) получим:

    img/f_23.gif          (2.23)

    Угол img/t2_7.gifвыбирают в зависимости от назначения вала и его размеров. Для валов средних размеров в "Справочнике машиностроителя" рекомендуется принимать допускаемый угол закручивания равным 0,5 градуса на 1 метр длины.

    Из условия (2.23) можно определить диаметр вала по заданной жесткости. Получаем

    img/f_24.gif          (2.24)

    Построение эпюр угловых перемещений при кручении.

    Имея формулы для определения деформаций и зная условия закрепления стержня, нетрудно определить угловые перемещения сечений стержня и построить эпюры этих перемещений. Если имеется вал (т.е. вращающийся стержень), у которого нет неподвижных сечений, то для построения эпюры угловых перемещений принимают какое-либо сечение за условно неподвижное.

    img/2_12.gif

    Рассмотрим конкретный пример (рис. 2.12, а). На рис. 2.12, б дана эпюра Тк.

    Примем сечение в точке А за условно неподвижное. Определим поворот сечения В по отношению к сечению А.

    По формуле (2.20) (см. здесь) найдем

    img/t2_8.gif

    где ТАВ - крутящий момент на участке АВ; lАВ - длина участка АВ.

    Примем следующее правило знаков для углов поворота сечений: углы img/t2_9.gifбудем считать положительными, когда сечение поворачивается (если смотреть вдоль оси справа налево) против часовой стрелки. В данном случае img/t2_10.gifбудет положительным. В принятом масштабе отложим ординату img/t2_10.gif(рис. 2.12, в). Полученную точку К соединяем прямой точкой Е, так как на участке АВ углы изменяются по закону прямой линии [см. формулу 2.19, в которую абсцисса сечения z входит в первой степени]. Вычислим теперь угол поворота сечения С по отношению к сечению В. Учитывая принятое правило знаков для углов закручивания, получаем

    img/t2_11.gif

    Так как сечение В не неподвижное, то угол поворота сечения С по отношению к сечению А равен

    img/t2_12.gif

    Угол закручивания img/t2_13.gifможет получиться положительным, отрицательным и, в частном случае, равным нулю.

    Предположим, что в данном случае угол img/t2_13.gifполучился положительным. Тогда, отложив эту величину в принятом масштабе вверх от эпюры, получим точку М. Соединяя точку М с точкой К, получим графмк углов закручивания img/t2_14.gifна участке ВС. На участке CD скручивания не происходит, так как крутящие моменты на этом участке равны нулю, поэтому там все сечения поворачиваются на столько же, на сколько поворачивается сечение С. Участок MN эпюры img/t2_14.gifздесь горизонтален. Читателю предлагается убедиться, что если принять за неподвижное сечение В, то эпюра углов закручивания будет иметь вид, представленный на рис. 2.12, г.

    Пример 2.1. Определить диаметр стального вала, вращающегося с угловой скоростью W = 100 рад/с и передающего мощность N = 100 кВт. Допускаемо напряжение img/t2_3.gif= 40 МПа, допускаемый угол закручивания img/t2_7.gif= 0,5 град/м, G = 80000 МПа.

    Решение. Момент передаваемый валом, определяется по формуле

    T = N/W = 100 000 / 100 = 1000 Н * м

    Крутящий момент во всех поперечных сечениях вала одинаков

    Tк = Т = 1000 Н * м = 1 кН * м = 0,001 МН * м.

    Диаметр вала по прочности определяем по формуле (2.15)

    img/t2_15.gif

    По формуле (2.24) определяем диаметр вала из условия жесткости

    img/t2_16.gif

    Диаметр вала в данном случае определяется из условия жесткости и должен быть принят равным d = 52 мм.

    Пример 2.2. Подобрать размеры сечения трубчатого вала, передающего момент Т = 6 кН * м, при соотношении диаметров с = d/D = 0,8 и допускаемом напряжении img/t2_3.gif= 60 МПа. Сравнить вес этого трубчатого вала с валом равной прочности сплошного сечения.

    Ответ. Размеры трубчатого вала: D = 9,52 см, d = 7,62 см. Плошадь сечения Ат = 25,9 квадратных см. Диаметр вала сплошного сечения d1 = 8 см. Площадь сечения Ас = 50,2 квадратных см. Масса трубчатого вала составляет 51% от массы сплошного вала.

    Геометрические характеристики сечений. Статический момент сечения. При дальнейшем изучении вопросов прочности, жесткости и устойчивости нам придется иметь дело с некоторыми геометрическими характеристиками сечения: статическими моментами, моментами инерции, моментами сопротивления.

    Моменты инерции сечения

    Кручение. Построение эпюр крутящих моментов. Стержень испытывает кручение, если в его поперечных сечениях возникают крутящие моменты, т.е. моменты, лежащие в плоскости сечения. Обычно эти крутящие моменты Тк возникают под действием внешних моментов Т. Внешние моменты передаются на вал, как правило, в местах посадки на него шкивов, зубчатых колес и т.п.

    Определение напряжений в стержнях круглого сечения. Крутящие моменты, о которых шла речь выше, представляют лишь равнодействующие внутренние усилия. Фактически в поперечном сечении скручиваемого стержня действуют непрерывно распределенные внутренние касательные напряжения, к определению которых теперь и перейдем.

    Кручение тонкостенных стержней замкнутого профиля. Значительно более жестким и поэтому более целесообразным при кручении являются тонкостенные стержни замкнутого профиля.

    Лекции по сопромату, теория, практика, задачи